Главное  

   

Методическая работа  

   

Методика подготовительной работы

для освоения русской народной песни

детьми дошкольного возраста

Для успешного освоения детьми фольклорного материала необходимы грамотные методики  и технологии, которые позволят достигнуть значительных результатов в овладении подрастающим поколением различных видов и форм народного творчества (песня, танец, театр, декоративно-прикладное творчество).

Я считаю, что своеобразие музыкального и поэтического языков народной песни предполагает определение специальных методов и приемов его освоения. 

К методам освоения народной песни, которые я применяю в своей работе с детьми, можно отнести:

  • слушание;
  • вокальную работу;
  • знакомство с репертуаром других  коллективов, отдельных народных исполнителей. Таким образом, можно проследить преемственность в освоении материала.

Более подробно остановлюсь на вокальной работе, в которую я включаю разнообразные упражнения по методикам А.Н. Стрельниковой и М.Ю. Картушиной.

Главный принцип, которого я придерживаюсь, это – «пою, как говорю», «рассказываю песню».

Начало занятий производится с речевой или дикционной разминки, который включает специальный курс речевых, дикционных упражнений, нацеленных на правильность произношения гласных и согласных звуков:

  • произнесение широких гласных (на освобождение и предупреждение зажатости  голосового аппарата);
  • рычание и др.; имитация звуков, произносимых разными животными;
  • проговаривание скороговорок.

Далее следует дыхательная гимнастика, которая способствует  усвоению детьми дыхания, необходимого для пения и укреплению диафрагмы ребенка. Необходимо отметить, что все разминки проходят только в игровой форме. Дети превращаются в ловцов за жемчугом, которые под водой, задержав дыхание, собирают драгоценные камни; становятся собачками маленькими и большими; агрессивными котятами и петушками; ребята с удовольствием становятся красивыми цветами, которые ночью быстро закрывают свои лепестки, а утром медленно их раскрывают.  

По моему мнению, ритмическая разминка – также необходимое звено на начальном этапе обучения. В занятие включаются упражнения на «прохлопывание, простукивание» ритма руками, ногами, «проговаривание языком» на различные слоги, а также возможны формы с совмещением всех выше перечисленных примеров. Упражнения на ритм позволяют отработать в игровой форме ритмические фигуры, встречающиеся в народной песне.

Одним из главных моментов вокально-хоровой работы с детьми я считаю распевание. Упражнения для распевания голосового аппарата предназначены для формирования  правильного звукоизвлечения. В данной форме освоения материала вырабатываются все умения и навыки пения: артикуляция, дыхание, ритмичность, чистота интонирования.

Для распевания я стараюсь подобрать яркие, интересные, небольшие попевки. Перед детьми ставятся разные задачи (в игровой форме): например, спеть, словно широкой кистью вы рисуете рисунок и не можете оторвать кисточку (legato), а теперь мы прыгаем с кочки на кочку (staccato) и поем ту же самую попевку и т.д. Дети принимают условия игры и с огромным удовольствием выполняют  те задачи, которые перед ними ставятся. 

Включаю в работу попевки для выработки правильного интонирования интервалов: секунда – «плачет куколка моя», терция – «кукушка», кварта – «мы весело живем и песенки поем».

При исполнении песен акцентирую внимание детей на правильное произношении гласных звуков, так как в дошкольном возрасте многие ребята не верно произносят их: например, солнУшко,  и др. Работаю и над четким произношением согласных в конце слов, например: дон, дом, пенек, денек и т.д.

Подобные упражнения приносят большую пользу каждому участнику коллектива и оказывают положительное  влияние на процесс звукообразования.

Действенным средством в творческом усвоении музыкального материала является импровизация. Детям обычно нравится сочинять новые слова к знакомым мелодиям, придумывать окончания музыкальных фраз к известным словам, по-своему исполнять выученные песни. Часто применяю форму: «вопрос – ответ». Я исполняю вопрос, а дети сочиняют свой музыкальный ответ.

Возможно, при исполнении песен или попевок попросить детей перевоплотиться  в животных, сказочных героев, или наделить свои образы какими-либо яркими чертами характера (сердитость, радость, грусть, болезненность, восторг и т.д.). Как ту или иную песенку может спеть радостный медведь,  грустный котенок, сердитый мальчик и др. Как правило, такая игра детям очень нравится. При каждом изменении образа ребенком происходит новое звукообразование, это заставляет детей искать новые формы исполнения. Воспитанники освобождают свои голосовые аппараты, мышцы, расслабляются. И это наилучшим образом способствует усвоению музыкального материала.

Так же вместе с детьми мы «режиссируем», «ставим» песни. Безусловно, при ведущей роли руководителя, ребята имеют возможность предложить свои варианты движений, рисунка танца.

Хочется еще раз подчеркнуть огромное значение народной музыки и песни в воспитании музыкального слуха и ритма.  Слова знаменитой собирательницы фольклора Е. Линевой подтверждают эту мысль: «Для того чтобы петь хорошо народные песни, нужно знать их и работать над ними не теоретически только, а петь их, петь и петь»

 

Использованная литература:

В. Попов  «Русская народная песня в детском хоре» -  Москва, «Музыка», 1985 год

   

Масштабная патриотическая акция "РОССИЯ- ЭТО Я"  

   

НОКОД  

   

Сайт Управления образования  

   

Изменения на сайте  

   

Статистика  

Количество просмотров материалов
1827762
   

Кто на сайте  

Сейчас 90 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

   
© Copyright by МБДОУ детский сад №15 "Катюша" 2012-2018гг.