Главное  

   

Методическая работа  

   

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ  И ПОДРОСТКОВ

СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА

 

Воспитание детей и подростков на богатых традициях народного искусства, помимо художественного, духовно-нравственного имеет большое патриотическое значение, потому что знание родных песен, сказок, былин и др. связывает человека с его Родиной, с героическими (и не только) событиями, происходившими на родной земле.

Детские впечатления – яркие, глубокие  и неизгладимы в памяти человека. Именно они закладывают в каждом человеке основу для его развития в разных областях жизни. Поэтому очень важна роль дошкольного воспитания как воспитания высоконравственного, творческого и любящего свою родину, гражданина.

Ребенок, который ценит традиции своего народа, способен  понимать достоинства национального характера,  любить родную землю, служить ей честно, при необходимости в трудную минуту  встать на ее защиту.  Именно поэтому перед нами стоит задача научить детей любить и понимать наши песни, былины, сказки, с уважением относиться к произведениям народно - прикладного творчества.

В своей работе я применяю произведения разных жанров народного творчества (песни, былины, сказки), которые объединяет любовь к родной природе и человеку, сострадание ближнему, уважение к старшим. Даже в колыбельных песнях, в которых, казалось бы, нет высоких чувств патриотизма, мы ощущаем любовь: любовь матери к ребенку, доброе отношение к животным:

«Баю - баю - баюшки,
Да прискакали заюшки
Люли - люли - люлюшки,
Да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать, 
Да стал мой милый засыпать»

С удовольствием дети поют колядки, масляничные песни, заклички весны и т.д., когда принимают участие в праздниках. На основе разученных календарных попевок и песенок, детям предлагается возможность самим (или с родителями) сочинить тексты, чтобы, например, сказать добрые слова хозяевам (хотя это, как оказалось, совсем не просто, так как, условия жизни  у нас сейчас иные, нежели, когда эти песенки появились), позвать весну…

Вся работа в нашем детском саду, по возможности, построена на народном  календаре, мы постепенно знакомим детей с обычаями, праздниками, обрядами, культурой русского народа. Дети впитывают в себя духовные ценности, выработанные народом за многие века.

Также этому в огромной мере способствует наличие музея «Светлица» в нашем саду, в котором собрана большая коллекция бытовых предметов, образцов декоративно - прикладного творчества. Дети очень любят посещать музей, каждый раз черпая для себя новую информацию (знакомятся с предметами быта, их названием, предназначением), иногда устраивают чаепитие, где за неспешным разговором воспитатель рассказывает об обычаях и праздниках русского народа.

Музей «Светлица» нередко превращается в мастерскую-студию, где дети под руководством воспитателей расписывают предметы, игрушки, а также изготавливают кукол своими руками. Самой любимой игрушкой была тряпичная кукла. Кукол этих берегли и передавали по наследству от мамы к дочке. У  нас в каждой группе есть такие куклы.

Часто в «Светлице» можно услышать сказки, ведь малыши их так любят. Именно сказка закладывает нравственные и патриотические основы в маленьком человеке. От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной и поучительностью. В них (сказках) воспевается  добро, трудолюбие, взаимовыручка, сострадание, уважение и осуждается все грубое, злое и недостойное. Часто дети сами разыгрывают с удовольствием сказки.

Собираемся с детьми мы в музее и для того, чтобы просто попеть народные песни: девочки, качая люльку, исполняют колыбельные, которые они слышали и знают, а иногда (когда приходит вдохновение), песня сочиняется прямо в процессе посиделок. Поем игровые песни и играем.

Необходимо, чтобы и родители поощряли желание детей узнавать традиции своего народа, поэтому мы привлекаем взрослых к нашей работе: пошиву народных костюмов, участию в календарных праздниках. Родители оказали помощь в собирании артефактов для нашего музея.

Люблю разучивать с детьми песни, отражающими простую, незатейливую, но милую для русского человека, прелесть  деревенского пейзажа и  красоту людей, например: «Земелюшка – чернозем» или «Как под лесом, лесом»:

«Как под лесом, лесом

Под темным зеленым

Под листом широким

Вырастала травушка,

Зеленая муравушка.

Как по той по травушке

Там ходила павушка,

Золотые крылышки,

Позолочены перышки.

Мы думали, это – павушка,

Ажной это Марьюшка,

Марьюшка Степановна».

Сопоставление образов в таких песнях очень выразительно, детям только нужно объяснить его смысл; они (песни) привлекательны своей тихой, негромкой любовью к Родине, к красоте души людей, живущих на этой земле.

Ощущение Родины зарождается у человека со сказки, игры, песни. Именно фольклор формирует мир ребенка без высоких слов, ложной патетики.

Развитие патриотических чувств начинается с малого:  воспитания любви к родному дому, к детскому саду, к песням и играм в нем, изучения предметов быта в музеях, знакомства с народными праздниками и обычаями. А дальше – изучение истории Отечества, формирование чувства ответственности за судьбу Родины, желание защитить ее.

Хочется отметить, что произведения фольклора   могут пробуждать не только патриотические чувства. Лучшие образцы народного творчества многогранны: они и духовно-нравственны, и художественно-эстетичны, и патриотичны, поэтому воспитание средствами фольклора, который несет в жизнь детей только доброту и позитив, трудно переоценить.

 

Использованная литература:

Учебное пособие «Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста» - М., «Педагогическое общество России», 2007 год                                           

   

НОКОД  

   

Сайт Управления образования  

   

Изменения на сайте  

   

Статистика  

Количество просмотров материалов
1716997
   

Кто на сайте  

Сейчас 14 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

   
© Copyright by МБДОУ детский сад №15 "Катюша" 2012-2018гг.