Главное  

   

Методическая работа  

   

МБДОУ детский сад комбинированного вида №15 «Катюша»

 

Доклад

«Духовно-нравственное воспитание через приобщение современных дошкольников к творчеству русских композиторов»

Из опыта педагогической работы

 

Выступление в рамках городских Рождественских образовательных чтений «Духовное наследие преподобного Сергия в истории современной России» 

 

Музыкальный руководитель

Л.А. Новокрещенова

 

Московская область, г. Лобня

2013-14 уч. год

 

 

Духовно-нравственное воспитание через приобщение современных дошкольников к творчеству русских композиторов.

Из опыта педагогической работы.

 

Музыкальный руководитель

МБДОУ д/с комбинированного вида №15 «Катюша»

Новокрещенова Л.А.

 

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок –

музыкантом или врачом, ученым или рабочим, -

задача педагога – воспитать в нем

творческое начало, творческое мышление…

…Человек инстинктивно хочет творить

и этому надо помочь»

(Карл Орф (1895-1982, немецкий композитор и педагог)

 

Влияние музыки на культуру, как человека, так и общества в целом, безусловно, очень велико. Говоря о культуре, мы можем с уверенностью сказать, что разным обществам присущи разные музыкальные пристрастия. Более того, без сомнения, музыка делает культуру каждого общества богаче. 

Дошкольное детство - период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка - искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Роль музыки в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики музыкального воспитания (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Кабалевский, О.П. Радынова, и др.)

Исследования доказали, что влияние музыки на развитие детей трудно переоценить. Многие родители считают, что обучение ребёнка музыке или просто приобщение ребёнка в красивой музыке бессмысленно и влияние её (музыки) на психику ребёнка минимально. Тем не менее, исследования многих зарубежных и российских учёных доказали, что дети в детском саду и школе, которые занимаются музыкой, или просто слушают классическую музыку, справляются со сложными и неординарными заданиями намного лучше и быстрее, чем дети, которые не имеют к музыке практически никакого отношения.

Чем раньше ребенок соприкоснется с музыкой (начиная с пестушек, колыбельных, потешек, которые поют ему родители), тем лучше для его психического, эмоционального, интеллектуального, нравственного развития.

Особую роль в становлении системы музыкального воспитания дошкольников играет музыкальное искусство. Успешность реализации любой программы зависит от самой музыки, ее художественных качеств. Речь идет о музыке для детей.

Можно отметить некоторые общие черты, характеризующие произведения, предназначенные для детей. При этом необходимо, чтобы произведения:

  • были проникнуты гуманизмом;
  • отличались проникновением в мир чувства детей, отражали их интересы, были образными, доступными для дошкольников различных возрастных групп;
  • были яркими и запоминающимися, опирались на интонационно-ладовый строй музыки своего народа;
  • художественный уровень произведений должен отвечать  требованиям большого искусства;
  • отражали разные музыкальные формы (в том числе и более крупные) и различные жанры.

Классическая музыка также представлена в репертуаре программы музыкального воспитания дошкольников. Известно, что композиторы-классики проявляли большой интерес  к созданию произведений для детей. Вспомним «Детский альбом» П. И. Чайковского, циклы «Картинки с выставки», «В детской» М. П. Мусоргского. Все они программны и рисуют события жизни. Также они разнообразны по тематике и жанрам. Можно назвать и других русских и советских композиторов, чьи произведения доступны для детей и по форме и по содержанию: М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков, и др.

Таким образом, при наличии большого количества интересных музыкальных произведений великих композиторов  существует реальная возможность приобщить детей к классической музыке.

Все существующие сегодня программы по музыкальному воспитанию дошкольников обязательно включают в себя произведения русских композиторов-классиков. Безусловно, это – самые лучшие образцы музыкального искусства.

В нашем детском саду ведется большая планомерная работа по приобщению детей к русской классической музыке. Редкое музыкальное занятие проходит без прослушивания произведения русских композиторов. Радует, что дети умеют слушать музыку (развивается усидчивость, внимание), могут проанализировать характер ее (приобретается, накапливается словарный запас детей), запоминают произведения и впоследствии могут, не затрудняясь, сказать название его (развивается музыкальная память). К числу основных задач, которые стоят перед музыкальным руководителем – это формирование у детей музыкальности, то есть системы музыкальных способностей, создание условий для широкой ориентировки в музыке, прежде всего классической.   

На музыкальных занятиях дети слушают разную музыку: и веселую, озорную, и грустную, печальную. Дети сопереживают своим музыкальным персонажам. Например, дети старшей группы, прослушав грустную музыку, решили, что такая музыка нужна людям: она заставляет задуматься, вспомнить о тех, кому плохо. А разве может вызвать такие чувства и переживания тяжелая рок-музыка, которая тревожит и ранит нежную маленькую душу.

С успехом проходят в нашем детском саду Вечера фортепианной музыки, на котором дети могут слушать музыку, исполненную на фортепиано музыкальным руководителем, а также произведения для игры в 4 руки.  Конечно, первые вечера были посвящены достаточно простым для восприятия музыкальным образцам: это детские песенки, потешки (русские народные песни «Как у наших у ворот», «Во саду ли, в огороде», чешская народная песня «Мой конек» и другие).

Следующие Вечера уже содержали в своем репертуаре более сложные музыкальные произведения. Например: отрывок из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского, «Итальянская полька» С.В. Рахманинова, Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки.

Перед проведением таких уже серьезных музыкальных Вечеров ведется подготовительная работа на музыкальных занятиях. Музыка, которая будет звучать на Вечере (и не только), прослушивается детьми в исполнении различных  инструментов, музыкальных составов (оркестр, ансамбль), анализируется. В некоторых случаях, мы «прочувствываем» музыку через музыкально-ритмические движения. Дома и в группе дети могут нарисовать музыкальные образы или истории, которые у них возникли во время прослушивания.

Помимо задачи приобщения к классической музыке, дети учатся различать музыкальные инструменты по способу извлечения звуков (клавишные, духовые, ударные), узнают о таких формах музыкального исполнительства, как соло, дуэт, трио, ансамбль, оркестр. Мы рассказываем о «домах», где чаще всего звучит такая музыка (театры оперы и балета, залы консерваторий и филармоний).

Завершаются наши встречи обязательно игрой. Это может быть и музыкальная викторина, и собирание паззлов на скорость (паззлы с изображением музыкальных инструментов), фантазийные танцы под классическую музыку и др.

Очень важно для детей, когда музыкальные произведения  (и не только классические) они слышать в исполнении своих сверстников. Это еще более активизирует их внимание, заставляет с особым интересом слушать музыку, которую исполняют такие же дети, как они. Поэтому в детский сад мы с большим удовольствием приглашаем учащихся нашей Лобненской школы искусств.  Совместно с руководством школы мы разработали репертуар абонемента, чтобы такие концерты стали доброй традицией. Дети  подготовительной группы приходят в школу искусств, чтобы в непосредственной обстановке соприкоснуться с миром классической и народной музыки, ближе познакомиться с учениками и педагогами школы. Может быть, кто-то из наших детей со временем придет сюда учиться музыке, и даже станет профессионалом.

Детство является периодом, наиболее благоприятным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо. Трудно не согласиться со словами В. Астафьева: «Детство и юность всякого человека – это слышимый лишь ему одному камертон, по которому он потом всю жизнь настраивает свою душу».

Перед нами не стоит задача, чтобы все дети стали музыкантами-профессионалами. Да это и не нужно. Музыкальное воспитание должно обогащать нравственный облик ребенка, активизировать умственную деятельность, физическую активность. Музыкальное воспитание должно помочь установить связь ребенка с жизнью, должно побуждать к развитию инициативы, активности, творческих действий. Музыкальные занятия формируют эстетическую воспитанность, способствуют всестороннему художественному развитию дошкольников.

 

Список использованной литературы:

  1. Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М.; «Просвещение», 1983 год

Интернет – ресурсы:

  1. http://www.bestreferat.ru/referat-210250.html
  2. http://www.musicantam.com/muz-offtop/vlijanie-muzyki-na-cheloveka-i-detej/

   

НОКОД  

   

Сайт Управления образования  

   

Изменения на сайте  

   

Статистика  

Количество просмотров материалов
1719712
   

Кто на сайте  

Сейчас 57 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

   
© Copyright by МБДОУ детский сад №15 "Катюша" 2012-2018гг.